Экспрессионизм Живопись перед первой мировой войной Аналитический кубизм Фотоискусство Работы фотореалистов Документальная фотография Скульптура и архитектура 20 века Сюрреализм Скульптура после 1945 года

Скульптура и архитектура 20 века

Сюрреализм способствовал раскрытию поразительного скульптурного воображения

Хулио Гонзалеса (1872—1942). Получив в родной Каталонии специальность мастера по изготовлению кованых изделий, Гонзалес в 1900 году переехал в Париж. Хотя он дружил и с Бранкузи, и с Пикассо, до тридцатых годов, когда его творческая энергия внезапно нашла свое воплощение, он не создал ничего примечательного. Именно Гонзалес привлек внимание к кованому железу, показав как достоинства этого скульптурного материала именно те его особенности, которые считались помехой для его использования. В работе Гонзалеса «Голова (илл. 474) крайне лаконичная форма сочетается с решительными анатомическими переосмыслениями, идущими от работ Пикассо второй половины двадцатых годов. Как и у головы слева на картине Пикассо «Три танцовщицы» (см. илл. 433), рот изображен в виде овальной впадины с похожими на спицы зубами, глаза — как два прутика, сходящиеся на «оптическом нерве», соединяющем их с путаным клубком «мозга». Аналогичные неприятно- выразительные метафоры использовались позже скульпторами, работавшими в технике кованого железа или сварной стали — словно необходимость использования силы в их ремесле как-то отражала насилие современной жизни. На первый взгляд может показаться, что живописцы рококо возвращаются к излюбленному приему раннего итальянского Ренессанса.

Колдер. Сюрреализм породил в начале тридцатых годов еще одно важное течение — так называемую «мобильную скульптуру» («mobil scul- pture») американца Александра Колдера (1898— 1976). Эти его произведения, называемые для краткости «мобилями», представляют собой изящно уравновешенные конструкции из проволоки, шар- нирно скрепленные друг с другом и подвешенные таким образом, что они начинают шевелиться от малейшего движения воздуха. Мобили могут быть любых размеров, от крошечных, умещающихся на столе, до таких огромных, как «Ловушка для омаров и рыбий хвост» (илл. 475). Идея создания кинетической скульптуры принадлежит конструктивистам. Их влияние чувствуется в ранних моби- лях Колдера — они приводились в действие мотором и тяготели к абстрактным геометрическим формам. Повлиял на раннего Колдера и Мондриан, но именно соприкосновение с сюрреализмом позволило ему реализовать поэтические возможности «природного», а не подконтрольного рассудку механического движения. Заимствовав биоморфные формы у Миро, он стал трактовать свои мобили как аналоги органических структур: цветы на гибких стеблях, листьев, трепещущих на ветерке, мор ских животных, резвящихся в море. В этих мобилях привлекает неподдельное внимание к окружающему миру — они кажутся более живыми, чем любое изделие. Непредсказуемые и переменчивые, они обладают четвертым измерением, которое составляет их неотъемлемый признак.


Архитектура XX века