Экспрессионизм Живопись перед первой мировой войной Аналитический кубизм Фотоискусство Работы фотореалистов Документальная фотография Скульптура и архитектура 20 века Сюрреализм Скульптура после 1945 года

Скульптура и архитектура 20 века

Скульптура после 1945 года

Первичные структуры и скульптура окружающей среды

475. Александр Колдер. Ловушка для омаров и рыбий хвост. 1939 г. Подвесной мобиль. Крашеная стальная проволока, листовой алюминий. Ок. 2,6 х 2,9 м. Музей современного искусства, Нью-Йорк. Заказ Консультативного комитета для лестницы музея Начертательная геометрия и инженерная графика, перспектива Курс лекций

Как и в живописи, в скульптуре после 1945 года стали преобладать эпические черты. Действительно, масштабность стала определяющим признаком движения, которое расширило диапазон — а по существу, и само понятие скульптуры — в совершенно новом направлении. «Первичная структура» — самое точное из названий, предлагавшихся для скульптурных произведений такого рода, так как оно отражает две ее главные особенности: чрезвычайную упрощенность форм и родство с архитектурой. Крайняя обобщенность абстрактных форм известна под названием «минимализм», предполагающим и соответственное упрощение содержания. В другом термине, «скульптура окружающей среды» (не путать с «инвайронментами», выполняемыми в смешанном материале), подчеркивается тот факт, что многие из «первичных структур» решены таким образом, чтобы зритель захотел оказаться внутри их или пройти их насквозь. Именно эта функция организации пространства отличает «первичные структуры» от всех предыдущих разновидностей скульптуры и сбли- 476. Роналд Блейден. X. (В Галерее Коркоран, Вашингтон, округ Колумбия) 1967 г. Это выполненные из конструкционной стали и бетона потомки таких доисторических памятников, как Стоунхендж

477. Дэвид Смит. Серия «Кьюби». Нержавеющая сталь. Слева направо: Кьюби XVIII. 1964. Высота 2,59 м. Музей современного искусства, Бостон; Кьюби XVII. 1963 г. Высота 2,74 м. Музей изобразительных искусств, Даллас; Кьюби XIX. 1964 г. 2,87 м. Галерея Тэйт, Лондон дерево, позже выполнена из стали. 6,71 х 7,47 х 3,81 м. Фотография, с разрешения Галери Фишбах, Нью-Йорк

Часто создатели такой скульптуры ограничиваются ролью дизайнера и не участвуют в изготовлении, чтобы подчеркнуть безличность и возможность повторения их произведения Столкнувшись с этим творческим тупиком, некоторые художники стали отходить от минимализма, хотя и не отвергали его совсем. Ведущим скульптором этого направления, которое называют «постминимализмом», чтобы подчеркнуть его зависимость от прежнего стиля, стал Джоэль Шапиро Несомненно, что первичные структуры крупного масштаба являются памятниками Наилучшим местом для воплощения так называемой «скульптуры окружающей среды» является сама земля, так как она позволяет автору преодолеть ограниченность человеческих масштабов. Первым «ассамбляж» создал еще в середине пятидесятых годов Роберт Раушенберг

Хотя работы Луизы Невелсон (1900— 1988) почти всегда выполнены из дерева, их следует относить к «ассамбляжам», а при монументальности исполнения они становятся «инвайронментами». Успех Невелсон вдохновил на занятие скульптурой других американок. Барбара Чейз-Рибу (род. 1939) — лауреат одного из конкурсов: живущая ныне в Париже, принадлежит к тому поколению выдающихся темнокожих женщин, которые внесли свой заметный вклад в различные виды искусства Джордж Сегал (род. 1924) создает трехмерные работы в натуральную величину, изображая предметы и людей в их повседневной обстановке.


Архитектура XX века