Экспрессионизм Живопись перед первой мировой войной Аналитический кубизм Фотоискусство Работы фотореалистов Документальная фотография Скульптура и архитектура 20 века Сюрреализм Скульптура после 1945 года

Фотография как искусство

Аалто. Хотя около 1930 года члены Международного Комитета Ле Корбюзье и его последователи придали стилистике и философии интернационального архитектурного движения вид стройной системы, все они, кроме самых ортодоксов- пуристов, начали вскоре отходить от этих принципов. Одним из первых порвал со сложившейся традицией финский архитектор Алвар Аалто (1898—1976), чья вилла Майреа (илл. 496) воспринимается при беглом взгляде как творческий спор с построенной за десять лет до этого виллой Савой Ле Корбюзье.

496. Алвар Аалто. Вилла Майреа. Нормарку, Финляндия. 1937-1938 г.

Вилла Майреа строилась, как и дом Шредер Ритвельда, для художницы. Однако на этот раз архитектор получил от меценатки полную свободу действий, и созданное им здание представляет собой воплощение целого комплекса идей, которые Аалто разрабатывал в течение почти десяти лет. Он использовал интернациональный стиль применительно к традиционной архитектуре, материалам, образу жизни и пейзажу Финляндии. Аалто заботился прежде всего о потребностях человека, притом не только физических, но и психологических, пытаясь гармонично сочетать их в функционализмом. В его художественных средствах, в способах сочетания элементов бесспорно сказывается творческое наследие модернизма, вплоть до Райта, но при этом неизменно присутствуют и романтические черты — например, использование дерева, кирпича и камня, дающих ощущение теплоты, которого недостает классическому стилю Ле Корбюзье с его холодной чистотой линий. Свободные формы используются здесь для создания разрывов в кубической геометрии и гладких поверхностях, которым отдавалось предпочтение в интернациональном стиле. Заслуги Аалто не подлежат сомнению, но его место в архитектуре XX века остается неопределенным. Использование им в проекте виллы Майреа национальных элементов воспринимается и как отказ от модернизма, и как плодотворная местная разновидность интернационального стиля. Сегодня Аалто может рассматриваться как непосредственный предшественник создателей архитектуры постмодернизма


Архитектура XX века