Экспрессионизм Живопись перед первой мировой войной Аналитический кубизм Фотоискусство Работы фотореалистов Документальная фотография Скульптура и архитектура 20 века Сюрреализм Скульптура после 1945 года

Фотография как искусство

Плакаты. Вскоре фотомонтажи стали использоваться и в отличающихся композиционной продуманностью плакатах. В Германии плакат стал обоюдоострым оружием в политической пропаганде — его использовали как сторонники так и противники Гитлера. Наиболее резкие антифашистские выпады содержались в плакатах Джона Хартфилда (1891—1968), который в знак протеста отказался от немецкого варианта своей фамилии — «Херпфельд».

513. Мэн Рэй. Рейография. 1928 г. Желатино-серебряный фотоотпечаток.

39 х 29,6 см. Музей современного искусства, Нью-Йорк. Дар Джеймса Сролл Соуби Формирование профессии "дизайнер"

Его вызывающее ужас плакатное изображение жертвы фашизма, распятой на свастике (илл. 512) вполне сопоставимо с готическим образом человечества, распятого в наказание за грехи на колесе Божьего суда. Хартфилду явно не пришлось беспокоиться о том, что зрители не поймут подлинный смысл его фотомонтажа, придававший ему дополнительную мощь и выразительность.

Фотограммы. Фотограмма — это не фотосъемка, а изготовление изображений способом, при котором предметы помещаются прямо на фотобумагу и подвергаются воздействию света. Этот способ также не был новым техническим открытием. Однако фотограммы дадаистов, как и их фотомонтажи, имели целью изменение природных форм, а не их фиксирование; стремление заменить безличный механический процесс личным творчеством. Ввиду почти полной непредсказуемости результатов фотограммы, их изготовление сопряжено еще с большим риском, чем создание фотомонтажей.

514. Майнор Уайт. Ритуальная ветвь. 1958 г.

Желатино-серебряный фотоотпечаток. 26,4 х 27 см. Собрание Международного Музея фотографии в Джордж Истмэн Хауз, Рочестер, Нью-Йорк. Воспроизводится с разрешения Архива

Майнора Уайта, Принстонский университет.

С 1982 г. Попечительский совет Принстонского университета

Мэн Рэй. Мэн Рэй (1890—1976) — американец, работавший в Париже,— не был инициатором обращения к фотограмме, но его имя оказалось навсегда связанным с этим способом получения изображений благодаря его «рэйографиям». Как и можно было предположить, он нашел этот способ случайно. Забавное лицо на илл. 513 возникло по закону случайности, когда он уронил нитку, две полоски бумаги и несколько кусочков ваты на фотобумагу, а затем стал их перемещать по поверхности перед тем, как направить на них источник света. В результате возник образ, представляющий собой остроумное творение, в котором игровая, спонтанная сторона дадаизма сочетается с угрюмой сатирой в духе Хартфилда.


Архитектура XX века