Термодинамика

Источники энергии и топливные ресурсы.

Топливом называется горючее вещество, используемое в качестве источника получения теплоты в энергетических, промышленных и отопительных установках.

Основные требование к топливу: оно должно встречаться в природе в достаточно больших количествах, быть доступным для добычи, выделять большое количество тепла, сохранять свои свойства при длительном хранении, быть транспортабельным и др.

В зависимости от типа реакций, в результате которых выделяется теплота из топлива, различают органическое и ядерное топливо.

Мы будем рассматривать только органические топлива, применяемые в промышленности и энергетике, разговора о ядерном топливе не будет. Задача 3. Период затухающих колебаний Т = 4 с, логарифмический декремент затухания χ = 1,6; начальная фаза равна нулю.

В настоящее время и по прогнозам до 2030 г. органическое топливо является основным источником энергии (теплоты) для промышленного использования.

В органических топливах теплота выделяется в результате химической реакции окисления его горючих частей при участии кислорода, а в ядерных топливах – в результате распада деления ядер тяжелых элементов (урана, плутония и т.д.).

Классификация топлива может быть проведена по различным признакам. По методу получения: естественное (дрова, торф, каменный уголь, нефть) и искусственное (кокс, бензин, генераторный газ). По агрегатному состоянию топлива разделяются на твердые, жидкие и газообразные (каменные угли, торф, горючие сланцы; керосин, дизельное топливо, мазут; природный горючий газ, коксовый газ и др.).

Потери тепла в окружающую среду Отдача тепла от поверхности аппарата в окружающую среду происходит путем конвекции и лучеиспускания; поэтому при расчете потерь тепла в окружающую среду следует пользоваться уравнением совместной отдачи тепла конвекцией и лучеиспусканием.

Принципиальная схема прямоточного котла показана на рис Питательная вода подается в конвективный экономайзер 6, где она подогревается за счет тепла газов, и поступает в экранные трубы 2, выполненные в виде параллельно включенных змеевиков, расположенных на стенах топочной камеры.

Основы водоподготовки. Одной из основных задач безопасной эксплуатации котельных установок является организация рационального водного режима, при котором не образуется накипь на стенках испарительных поверхностей нагрева, отсутствует их коррозия и обеспечивается высокое качество вырабатываемого пара.

Конструкции отечественных котлов. Барабанные котлы с естественной циркуляцией.

Тепловой баланс котельного агрегата. Тепловой баланс котельного агрегата устанавливает равенство между поступающим в агрегат количеством теплоты и его расходом.

Характеристика топлива.Влажность воздуха.

Моторные топлива для поршневых ДВС. Основными моторными топливами являются бензины и дизельные топлива, получаемые путем переработки нефти.

Турбины, в которых весь располагаемый теплоперепад преобразуется в кинетическую энергию потока в соплах, а в каналах между рабочими лопатками расширения не происходит (давление рабочего тела не меняется), называются активными или турбинами равного давления.

Классификация органических топлив по агрегатному состоянию.

Топливо

Агрегатное состояние

 

Твердое

Жидкое

Газообразное

Природное

Дрова, торф, бурые и каменные угли, антрацит, горючие сланцы

Нефть

Природный газ

Искусственное

Древесный уголь, полукокс, кокс, угольные и торфяные брикеты

Мазут, керосин, бензин, соляровое масло, газойль, печное топливо

Газы нефтяной, коксовый, генераторный, доменный, газ подземной газофикации

Ископаемые твердые топлива (за исключением сланцев) являются продуктами разложения органической массы растений. Самое молодое из них – торф, представляет собой плотную массу, образовавшуюся из перегнивших остатков болотных растений.

Следующими по "возрасту" являются бурые угли – землистая или черная однородная масса, которая при длительном хранении на воздухе частично окисляется ("выветривается") и рассыпается в порошок. Затем идут каменные угли, обладающие, как правило, повышенной прочностью и меньшей пористостью. Органическая масса наиболее старых из них – антрацитов – претерпела наибольшие изменения и на 93 % состоит из углерода. Антрацит отличается высокой твердостью. Наша страна располагает громаднейшими запасами топлива: угля – 57 % мировых запасов, нефти – 30 %, газа – 27 %. Добыча всех видов топлива непрерывно растет.

Характерно, что топливный баланс страны постоянно изменяется в сторону увеличения добычи нефти и особенно газа, так как добыча, транспортировка и сжигание их намного экономичней

Твердые и жидкие топлива состоят из горючих (углерода - С, водорода - Н, летучей серы - Sл == Sор + Sк) и негорючих (азота - N и кислорода - О) элементов и балласта (золы - А, влаги - W).

Углерод С – основной горючий элемент топлива, содержится в нем в виде органических соединений типа СN. При сгорании одного килограмма С выделяется 33,9 МДж тепла. Правда, и это надо хорошо запомнить, при неправильной организации процесса горения (обычно при недостатке воздуха) продуктом сгорания является очень токсичный оксид углерода СО и выделяется всего только 9,2 МДж теплоты. Углерод содержится в топливе от 40 до 95 % (солома и антрацит). С увеличением геологического возраста топлива содержание С увеличивается.

Водород при сгорании выделяет вчетверо больше тепла, чем углерод. Содержится он в виде углеводородных соединений СmHn, во внутренней влаге топлива.

Кислород О находится в химических соединениях с горючими элементами. Связывая часть водорода, он тем самым обесценивает топливо. Кислород участвует в горении, в топливах обычно содержится 1 … 30 % кислорода. Азот – инертный газ, содержится 1 … 6 %. Азот является весьма вредным компонентом, поскольку при сгорании азотсодержащих соединений в высокотемпературных топках образуются очень токсичные оксиды NO и NO2. Зола А – негорючий остаток, полученный после полного сгорания топлива. Это смесь различных минеральных веществ, находящихся в топливе: глины, кремнезема, окислов железа, извести и т.д. Каменный уголь содержит 4 … 25 % золы, дрова 0,6 %. Зольность жидких топлив зависит от количества растворенных в нем солей и наличия механических примесей. Газы сгорают без остатка.

Влага W является вредной примесью топлива, так как уменьшает долю горючих веществ в одном килограмме топлива. Часть тепла, выделяемого при сгорании топлива тратится на испарение влаги. Влага топлива состоит из внешней и внутренней. И если первая зависит от условий добычи, транспортирования и хранения топлива, то внутренняя влага зависит только от свойств самого топлива. Она заполняет микроскопические поры топлива и не может быть удалена простым высушиванием. Чтобы удалить внутреннюю влагу топлива, его нагревают до температуры t = 103 … 110 °С и выдерживают примерно четыре часа. Влаги в топливах содержится обычно 5 … 60 %.

Элементарный состав твердого и жидкого топлива дается в процентах к массе 1 кг топлива.

При этом различают рабочую, сухую, горючую и органическую массу топлива.
Рабочая масса – это масса и состав топливо, в котором поступает к потребителю и подвергается сжиганию.


На главную